Украина - Днепропетровск 
Яндекс.Погода
Днепропетровск (укр. Дніпропетровськ); изначальное название Екатеринослав (1776—1797; 1802—1926), в 1797—1802 Новороссийск — город, областной центр Днепропетровской области Украины, центр Днепропетровской агломерации. Третий город по численности населения на Украине после Киева и Харькова.

Днепропетровск — один из крупнейших промышленных, экономических и транспортных центров, центр металлургии и космическая столица Украины. Особенно развита чёрная металлургия, металлообработка, машиностроение и другие тяжёлые отрасли промышленности.

История

Местность, в которой расположен современный Днепропетровск, заселялась человеком еще с палеолитических времен. Волны завоевателей периодически опустошали ее - последний раз в ХІІІ веке во время монголо-татарского нашествия. Заново край стал заселяться после становления Запорожской Сечи в XVI веке: здесь стали возникать казацкие курени, хутора, села и городки. Самые известные на территории города и в окрестностях - Самар (Старый Самарь). известный с 1-й половины XVI века - ныне на окраине пос.Шевченко в устье Самары и Кодак (польская крепость, известная с 1635 г. и слобода при ней). Позже возник Новый Кайдак (центр Кодацкой паланки Запорожья, одно время выполнял функции губернского города), а на месте Самара в 1688 г. - первая на запорожских землях русская колония Новобогородицк с Богородицкой крепостью. В 1775 году запорожское казачество было окончательно ликвидировано, а его земли вошли непосредственно в состав Российской империи. В 1776 году для управления присоединенными землями по указу Екатерины II был основан губернский центр. В ее честь город получил название Екатеринослава. Первоначально новый губернский город был основан на реке Кильчень при впадении ее в Самару. Однако просуществовал здесь город недолго из-за неудачного географического расположения на болоте и частых наводнений.

22 января 1784 года был издан указ об основании второго Екатеринослава на реке Днепр, который по первоначальному плану должен был стать «Третьей столицей Российской империи». Официально город был основан во время визита Екатерины II, которая 9 мая 1787 года заложила первый камень в строительство Преображенского собора.

Однако, местоположение центра (на холме) нового города, снова оказалось не очень удачным, возникли трудности с водоснабжением, поэтому городской центр стал перемещаться на запад, в низину, к Днепру, где располагалась казацкая слобода Половица, известная с 1747 года. Постепенно казацкая слобода была поглощена Екатеринославом и сейчас здесь - центр современного Днепропетровска.

Несмотря на грандиозные планы и энтузиазм губернатора края Григория Потемкина по превращению Екатеринослава в 3-ю столицу Российской империи, после его смерти и смерти Екатерины II , а также из-за отсутствия средств в казне, развитие города затормозилось. Из крупных предприятий была построена только суконная мануфактура, основанная в 1794 году.

Екатеринослав

К концу XVIII века в городе насчитывалось 11 каменных домов, в т.ч. дворец Потемкина, и 185 деревянных домов, а население составляло около 6 тыс. человек.

В 1796 году по указу нового императора Павла город Екатеринослав был переименован в Новороссийск, однако в 1802 году городу было возвращено старое название.

В 1820 году в Екатеринославе отбывал ссылку и жил А.С.Пушкин.

В XIX веке население города продолжало медленно увеличиваться и в 1853 году составило уже более 13 тыс. человек; в 1862 году в городе было 315 каменных домов, 3060 деревянных, а кроме суконной фабрики, действовали разные заводики – чугунолитейный, кирпичные, свечные, мыловаренные, салотопные и кожевенные.

В 1873 году на левый берег от Харькова через Синельниково до Нижнеднепровска была проложена железнодорожная ветка, а через 11 лет через Днепр был построен мост и открыт вокзал в самом Екатеринославе на правом берегу. Екатерининская железная дорога связала угольные промыслыДонбасса с железной рудой Кривбасса, что дало мощный толчок развитию губернского города и края в целом.

При активном участии французского и немецкого капитала в городе и его окрестностях появился ряд крупных металлургических заводов, которые работают и сейчас. Локомотивное депо Екатеринослава стало крупнейшим на юге Российской империи.

Население города, в основном за счет мигрантов, резко выросло: если в 1865 году в городе проживало 22,8 тыс. человек, то в 1897 году - уже более 121 тыс. человек. Большинство составляли русские (42%), евреи (35%) и украинцы (16%). Екатеринослав стал одним из крупнейших промышленных центров Российской империи. В этом же году в Екатеринославе запустили электрический трамвай – 3-й в Российской империи, после Киева и Нижнего Новгорода. В городе появился ряд общественных, образовательных и культурных учреждений.

В начале XX века город продолжал бурно расти, развивалась промышленность, торговля, росло население, которое к 1910 года удвоилось и составило 252,5 тыс. человек. В 1914 году было начато строительство второго железнодорожного моста через Днепр (окончен в 1932 г.).

В 1918 году при гетьмане Скоропадском был открыт первый в городе университет.

В 1918-1919 годы город неофициально назывался Сичеслав (решения органов власти о переименовании не было, инициатива принадлежала нескольким культурным организациям). После установления Советской власти, по 1926 год снова носил имя Екатеринослав.

В годы гражданской войны город не раз становился ареной боев - в октябре 1919 года был захвачен отрядами махновцев, а 25 ноября – власть в городе перешла к частям Белой армии Деникина. В декабре 1919 г. в Екатеринославе окончательно установилась Советская власть.

В 1926 году город был переименован и стал носить нынешнее название - Днепропетровск.

В ходе первых пятилеток город возродился и получил дальнейшее развитие.

Однако 22 июля 1941 г. началась война с гитлеровской Германией, и уже 25 августа 1941 г. был оккупирован немецкими частями. Позже Днепропетровск стал центром одного из шести округов Рейхскомиссариата Украина.

25 октября 1943 года под натиском Красной Армии немецкие войска оставили город.

После Великой отечественной войны Днепропетровск был восстановлен и снова стал одним из важнеших промышленных центров СССР - теперь здесь появилось крупнейшее предприятие ракетно-космической отрасли - Южный машиностроительный завод.

Город развивался. Появлялись новые предприятия, жилые (спальные) массивы на окраинах. К концу 1970-х население Днепропетровска превысило 1 млн. жителей (в т.ч. благодаря присоединению соседних городков Игрень и Приднепровск) и было принято решение о строительстве метрополитена.

Однако по причине кризисных явлений, проявившихся с конца 1980-х годов, развитие города затормозилось, а население стало сокращаться. И теперь новые крупные предприятия практически не создаются, жилищное строительство ограничивается возведением отдельных элитных комплексов, а городской коммунальный транспорт практически уничтожен.

География

Днепропетровск располагается в центральной части Украины на обоих берегах среднего Днепра в степной зоне. Правобережная часть находится на отрогах Приднепровской возвышенности - в основном, на 4-х холмах, разграниченных балками (ярами) с ручьями. Левобережная часть - низменная, на западе изрезанная вытянутыми озерами - остатками древней Протовчи. В черте города в Днепр впадают реки Орель (канал) и Самара. Географические координаты города Координаты: 48°27′53″ с. ш. 35°02′46″ в. д. (G)48°27′53″ с. ш. 35°02′46″ в. д. (G)

Днепропетровская область расположена в юго-восточной части Украины, в среднем и нижнем течении Днепра. На севере граничит с Полтавской и Харьковской областями, на востоке - с Донецкой областью, на юге - с Херсонской и Запорожской областями, а на западе - с Николаевской и Кировоградской областями. Область делится на 20 районов, имеет 19 городов, в т.ч. 10 областей подчинения, 54 поселка городского типа, 1452 сельские населенные пункты. Выгодное географическое положение, значительные залежи полезных ископаемых, расположение в физико-географической зоне, благоприятные почвенно-климатические условия, густая транспортная сетка оказывают содействие развитию хозяйственного комплекса области. На территории Днепропетровской области 123 природно-заповедных объекта (общая площадь 13,5 тыс. Га), в т.ч. 15 государственных заповедников, три памятника природы.

Административно-территориальное деление

Еще с дореволюционных времен существует деление города на естественные части: рабочие поселки, села. вошедшие со временем в состав города, жилые массивы и микрорайоны. В общей сложности таких частей несколько десятков.

Население

На 1 марта 2008 года население города — 1039 тыс. человек.

Этнический состав
  • Украинцы 2625,8 тыс. 69,3 %
  • Русские 827,5 тыс. 27,6 %
  • Белорусы 29,5 тыс. 0,8 %
  • Евреи 13,7 тыс. 0,4 %
  • Армяне 10,6 тыс. 0,3 %
  • Азербайджанцы 5,6 тыс. 0,2 %
Климат

Город Днепропетровск расположен в юго-восточной части Украины на обоих берегах Днепра. В целом климат города умеренно континентальный с мягкой зимой и теплым (иногда знойным) летом.

Среднегодовая температура воздуха составляет 8,5 °С, наиболее низкая она в январе (минус 5,5 °С), наиболее высокая – в июле (21,3 °С)

Наиболее низкая среднемесячная температура воздуха в январе (минус 14,5 °С) зафиксирована в 1950 г., наиболее высокая (1,5 °С) – в 2007 г. Наиболее низкая среднемесячная температура в июле (18,4 °С) наблюдалась в 1976 г., наиболее высокая (25,6 °С) – в 1936 г. Абсолютный минимум температуры воздуха (минус 38,2 °С) зафиксирован 11 января 1940 г., абсолютный максимум (40,1 °С) – 10 августа 1930 г. В последние 100–120 лет температура воздуха в Днепропетровске, равно как и в целом на Земле, имеет тенденцию к повышению. На протяжении этого периода среднегодовая температура воздуха повысилась по меньшей мере на 1,0 °С. Наиболее теплым за весь период наблюдений оказался 2007 г. Наибольшее повышение температуры произошло в первую половину года. В среднем за год в Днепропетровске выпадает 513 мм атмосферных осадков, меньше всего их в марте и октябре, больше всего – в июне и июле.

Минимальное годовое количество осадков (273 мм) наблюдалось в 1951 г., максимальное (881 мм) – в 1960 г. Максимальное суточное количество осадков (82 мм) зафиксировано 23 августа 1960 г. В среднем за год в городе наблюдается 127 дней с осадками; меньше всего их (по 7) в августе и октябре, больше всего (16) – в декабре. Ежегодно в Днепропетровске образуется снежный покров (декабрь-февраль, иногда ноябрь-март), однако его высота незначительна; нередки оттепели.

Относительная влажность воздуха в среднем за год составляет 74%, наименьшая она (61%) в августе, наибольшая (89%) – в декабре.

Наименьшая облачность наблюдается в августе, наибольшая – в декабре.

Наибольшую повторяемость в городе имеют ветры с севера, наименьшую – с северо-запада и юго-запада.

Наибольшая скорость ветра – в январе–феврале, наименьшая – летом. В январе она в среднем составляет 5,4 м/с, в июле – 3,7 м/с.

Количество дней с грозами в среднем за год равно 22, градом – 5, снегом – 53.

Экономика

Днепропетровск — один из крупнейших промышленных, экономических и транспортных центров, центр металлургии Украины. Особенно развита чёрная металлургия (металлургические заводы им. Петровского, им. Бабушкина, Днепропетровский трубный завод, Коминмет, Нижнеднепровский трубный завод), металлообработка и машиностроение (Днепропетровск — центр ракетостроения Украины — ПО ЮМЗ).

Пищевая отрасль известна по таким торговым маркам, как «Олейна», «Алан», «Фаворит», «Юбилейный», «Козацька розвага», «Бон Буассон», шоколад «Миллениум», молочная фабрика «Рейнфорд», молочный комбинат «Приднепровский», рыбопродукты «Айсберг», водка «Столетов», водка «Карат». Еще в 1937 г. в городе был запущен Днепропетровский комбинат пищевых концентратов — первый в СССР производитель кукурузных хлопьев.

Крупнейшие предприятия других отраслей промышленности - Завод тяжелых прессов, ОАО «Днепрошина», вагоноремонтный завод, радиозавод.

Многие предприятия советской постройки в настоящее время пришли в упадок, в основном, из-за невостребованности и неконкурентоспособности их продукции. Лучше других пережили перестройку металлургические заводы.

В строительном бизнесе крупнейшие предприятия — «Созидатель», «Мастер», «Ольвия», «Алеф».

Развито банковское дело (в Днепропетровске находится главный офис крупнейшего на Украине банка — ПриватБанка), торговля — здесь находится крупнейший продовольственный рынок Украины — Озёрка, а также множество торговых центров -«Рейнфорд», «Караван», «Метро», «Новая линия», «Эпицентр», магазины торговых сетей «АТБ», «Терра/Варус», «Оливье», «Велика кишеня», Большая ложка, Сильпо, Билла.

В Днепропетровске располагается дирекция Приднепровской железной дороги Укрзализныци.

Транспорт


С 29 декабря 1995 года действует Днепропетровский метрополитен, когда была сдана 1-я очередь из 6 станций: Коммунаровская, Проспект Свободы, Заводская, Металлургов, Метростроителей, Вокзальная. Общая протяжённость эксплуатируемой линии 7,8 км. Сейчас в стадии строительства на 1-й линии метро от центрального железнодорожного вокзала к центру города находятся две станции: Театральная и Центральная.

В перспективе общая длина первой линии составит 11,8 км с 9 станциями. Развитие метро предусматривает строительство в будущем до 80 км путей с тремя линиями.

Протяжённость маршрутов составляет (кольцевое расстояние):
трамвайных — 176,9 км
троллейбусных — 412,6 км
метрополитена — 7,9 км
автотранспортных — 2410 км

Также в Днепропетровске расположено: два пассажирских железнодорожных вокзала (Центральный и Южный), международный аэропорт, речной и автовокзалы (центральный автовокзал и автостанция «Новый центр»).

Мосты
  • Амурский (Старый) мост — построен к 1884 году. Железнодорожно-автомобильный, трамвайная линия (с 1935 г.). Длина моста: 1 395 м., с подходами 2397 м, ширина
  • Новый Мост 15,5 м. Соединяет район вокзалов с левобережной частью города. В 1977 г. сдан дублер железнодорожного моста - Мост №5.
  • Центральный (Новый), Мост №2 — автомобильный мост, связывающий центр города с левобережной частью (выход на проспект им. г. Правды.). Открыт 5 ноября 1966 г.; его длина составляет 1478 м, ширина 21 м. Он построен на месте деревянного, сооруженного воинами советской армии в 1944 году. Этот мост долгое время являлся самым длинным на Украине..
  • Мерефо-Херсонский железнодорожный мост — самый первый мост, построенный в форме дуги. Первые опоры возведены еще в 1914 г., однако завершено строительство было только в 1932 г. Этот мост и теперь является одним из уникальнейших сооружений Украины.
  • Кайдакский мост - открыт 10 ноября 1982 года. Длина 1732 м, 3-рядное движение автотранспорта в обе стороны. По центру его 17 декабря 1996 года был пущен трамвай. Соединяет западные районы правого берега с левобережьем и трассой на Харьков и Донецк.
  • Южный мост - Строился этапами с 1982 по 1993 и с 1998 по 2000 год. Открыт в декабре 2000 года. Длина 1248 метров, ширина 22 м. Соединяет Приднепровск напрямую с правобережьем (ж/м Победа).
  • Усть-Самарский мост - автомобильный. Построен в 1981 г. Соединяет Приднепровск, Чапли и Игрень с левым берегом.
  • Самарский (Игренский) мост - автомобильный (построен в 1957 г.) и железнодорожный (сдан еще в 1873 г.). Соединяет Игрень с левобережной частью города.
  • Евпаторийский путепровод - автомобильный через балку - соединяет ул.Героев Сталинграда с жилмассивом Тополь и Запорожским шоссе.
  • Пешеходный мост на Монастырский остров

Всего в Днепропетровске кроме упомянутых 3 средних моста, 20 малых мостов, 18 виадуков и путепроводов, 12 подземных переходов.

Образование, культура

В городе в 2003 году насчитывалось 158 общеобразовательных школ.

В 2006 году в Днепропетровске проходила Всеукраинская олимпиада по информатике.

В 2008 году в Днепропетровске проходила Всеукраинская олимпиада по математике.

В 2009 году Днепропетровск принимал полуфинал Всеукраинской студенческой олимпиады по программированию (восточный регион).

ВУЗы

В городе 14 государственных высших учебных заведений и несколько частных (без учета филиалов других ВУЗов):
  • Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара
  • Национальный горный университет
  • Национальная металлургическая академия Украины
  • Украинский государственный химико-технологический университет
  • Днепропетровский государственный университет внутренних дел (бывшая Высшая школа МВД, Юридическая академия МВД)
  • Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры(бывший ДИСИ)
  • Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени ак. Лазаряна (бывший ДИИТ)
  • Днепропетровский аграрный университет
  • Днепропетровская государственная финансовая академия
  • Днепропетровский университет экономики и права
  • Академия таможенной службы Украины
  • Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта
  • Днепропетровская государственная медицинская академия
  • Днепропетровский институт Межрегиональной Академии Управления Персоналом
  • Днепропетровский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины
Всего в ВУЗах города обучается около 55 тыс. студентов, в том числе иностранные.

Музеи
  • Днепропетровский исторический музей имени академика Д. И. Яворницкого — один из крупнейших музеев Украины
  • Художественный
  • Диорама «Битва за Днепр»
  • Дом музей Елены Петровны Блаватской
  • музей «Литературное Приднепровье»
  • Мемориальный дом-музей академика Д. И. Яворницкого
Театры
  • Украинский Днепропетровский драматический театр им. Т. Г. Шевченко
  • Днепропетровский академический театр русской драмы им. Горького
  • Днепропетровский театр оперы и балета
  • Днепропетровский муниципальный молодежный театр «Верим!»
  • Днепропетровский областной молодёжный театр «Камерная сцена»
  • Днепропетровский муниципальный театр актёра и куклы
  • Дом камерной музыки
  • Дом органной и камерной музыки
  • Детский музыкальный театр «Золотой ключик»
  • Театр Михаила Мельника «Крик»
  • Театр КВН ДГУ
  • Днепропетровская филармония
  • Днепропетровский цирк
Достопримечательности
  • Монастырский остров. Вход с Набережной или парка им.Т.Г.Шевченко, или по канатной дороге.
  • Самая длинная набережная в Европе. Вдоль правого берега Днепра, длина — более 23 км.
  • Скифские «бабы» — крупнейшая коллекция на Украине. Жовтневая площадь.
  • Синагога «Золотая роза»; рядом строится (2010) крупнейший еврейский центр «Менора» с музеем Холокоста. Ул.Гопнер.
  • Брянская Николаевская церковь, 1913—1915 годы. Каменная. Характерна для архитектуры начала XX века. Пр.Калинина.
  • Николаевская церковь, 1807 год. Близ бывшей деревянной Николаевской церкви в городке Новый Кодак, в стиле классицизма. Сохранились росписи 20в. (ул. Октябрят, 108).
  • Преображенский Собор, 1830—1835 годы. Сооружен по проекту О.Захарова. Исторический центр города — собор заложила сама Екатерина II. По плану строительства 1786 года Преображенский собор должен был превзойти размерами римский собор святого Петра. Жовтневая площадь.
  • Дворец Г. Потёмкина, 1786 год. С 1961 года — дворец культуры студентов. (Парк им. Т.Г. Шевченко)
  • Богородицкая крепость (остатки валов на берегу Самары в пос.Шевченко)
  • Диорама «Битва за Днепр» (1975 год, авторы — Н. Я. Бут, Н. В. Овечкин), угол обзора — 230 градусов, площадь живописного полотна — 840 м². Жовтневая площадь.
  • Цветной фонтан у театра оперы и балета. ул.Серова
  • Фонтан-лебедь у Нового моста. Установлен в 2005 году на Днепре в нескольких метрах от берега. Высота струи может достигать 50 м.
  • Скифские курганы, официально в области зарегистрировано около 12 тыс.
  • Детская железная дорога. В парке Глобы. Открыта в 1936 году.
  • Центральный рынок «Озерка» — крупнейший на Украине продовольственный рынок.

СМИ, печатные издания

К общественно-политическим изданиям Днепропетровской области относятся: газеты «Событие», «Днепровская правда», «Комсомольская правда — Днепропетровск», «Газета по-днепровски», «Наше місто», Лица, Популярная газета, Левый берег (Днепропетровск), а также одна из старейших и массовых газет региона, лидер среди независимых национальных СМИ — «Днепр вечерний» (тираж более 245 000 экз.)
Новости Днепропетровска

Городские праздники

День города. Праздник проводится с 1970-х годов. В 2001 году принят Устав города, которым утверждена официальная дата проведения Дня города Днепропетровска — второе воскресенье сентября. В этот день праздничные мероприятия проходят по всему городу и традиционно заканчиваются на набережной праздничным фейерверком.

Проблемы мегаполиса
  • пробки на дорогах (из-за резко увеличившегося после 2005 года количества легковых автомобилей и маршрутных такси), недисциплинированность водителей, пренебрежение ПДД, особенно водителями маршрутных такси;
  • проблемы с коммуникациями и коммунальными службами, например с уборкой снега;
  • захват рекреационных зон в городе и пригородах частными лицами;
  • проблема соблюдения законности и связанная с этим проблема коррупции;
  • дороговизна жилья и аренды: цена 1 м² жилья — 2-3 тыс. долл. США (с кризисом с конца 2008 года пошла на спад);
  • высокий уровень преступности, в том числе уличной, характерный для промышленных центров;
  • общий застой в развитии города — развивается только центр и некоторые участки в районах;
  • застой в строительстве метро — с 1995 года, после пуска участка «Вокзал-Коммунар» (6 станций), не открыто ни одной станции (ближайшая очередь — 1 или 2 станции до центра города — позволили бы разгрузить центр и использовать метрополитен более эффективно);
  • пассажироперевозки: несмотря на разветвленную сеть маршрутов, размер автопарка, маршрутные такси не справляются с нагрузкой в часы пик. Реальных альтернативных проектов — монорельс, скоростной трамвай (легкое метро), просто приведения дорог в нормальное состояние — пока не наблюдается.
  • основной производитель продукции в городе — металлургические и другие предприятия тяжелой промышленности так и не подверглись капитальной реконструкции, что делает их продукцию дорогой и неконкурентоспособной на внешних рынках.
 

Яндекс.Метрика