Турция - Измир 
Яндекс.Погода
Измир (тур. İzmir; также Смирна, греч. Σμύρνη) — третий по количеству населения (3,5 млн чел. в 2005) город Турции, известный своими либеральными взглядами, и второй по величине порт страны после Стамбула, является также административным центром вилайета Измир.

Измир — один из древнейших городов Средиземноморского бассейна. Поселение на месте города существовало за 3000 лет до н. э., а возможно и ранее. Измир (Смирна) — предполагаемая родина Гомера. На протяжении всего периода своего существования город имел насыщенную историю, переживая периоды расцвета и падения. Несмотря на постоянную смену правителей, особенно в Средние века, город сохранял свой преимущественно эллинистический (греческий) характер на протяжении тысячелетий, продолжая оставаться важным христианским центром Малой Азии и после турецко-мусульманских нашествий.

Особое значение в истории города имеет 1922 год, когда в результате поражения Греции и устроенной турками резни 3/4 жителей города погибли, либо покинули его пределы. После этого город традиционный этнический характер города резко сменился: из преимущественно греческого город стал чисто турецким. Город стал важным промышленным и культурным центром молодой Турецкой республики, привлекая огромное количество турецких переселенцев из глубин Анатолии.

География

Город расположен на западе Турции, у восточного побережья Эгейского моря, на берегу Измирского залива, в котором оборудован прекрасно защищённый порт. Для города характерен типичный средиземноморский климат. Город окружён невысокими гористыми холмами. Городская агломерация расположена в устье реки Мелес (ныне Кызылчулу), являющейся основным источником пресной воды.

Климат

Климат Измира является умеренным средиземноморским с тёплым, сухим летом и прохладными, дождливыми зимами. Общее количество осадков за год составляет приблизительно 700—710 мм. Осадки выпадают в основном с ноября по март и составляют 78 % годовой нормы для Измира.

История

До последнего времени считалось, что самые старый поселения на территории Смирны датируются 3000 г до н. э., однако в 2004 г археологи Измирского университета открыли в местности Ешилова Хююк поселения времен неолита и халколита, датрующиеся эпохой между 6500 и 4000 г до н. э. К 1500 г до н. э. область попала под влияние Хеттского царства, и в хеттских документах упоминаются названия нескольких местностей близ Измира. Ещё раньше, в III тысячелетии до н. э., возникает поселение, впоследствии известное как «Старая Смирна» — на склонах горы Яманлар, в то время представлявшей собой небольшой полуостров, связанный с материком узким перешейком (современный квартал Байракли, к северо-западу от позднейшего города). К счастью, на этом месте в ХХ веке были виноградники винного завода, благодаря чему оно не было застроено вплоть до 1960-х гг., когда там начались археологические раскопки.

После нашествий примерно в 1200 г до н. э., уничтоживших в частности Трою VII и Хеттское царство, местность вновь приходит в упадок

Гомеровская Смирна

В конце II тысячелетия до н. э. под натиском дорийцев, из Европейской Греции через Эгейское море переправляются эолийцы колонизовавшие побережье в районе Смирны, а также (несколько позже) ионийцы. На территории Смирны, греческая керамика появляется около 1000 года до н. э., а к 925—900 гг. относятся самый старый дом в Байракли. Он хорошо сохранился и имел стены из сырцового кирпича и тростниковую крышу и состоял из одной небольшой комнаты (2,45Х4 метра). Из сырцового кирпича были построены и городские стены, за пределами которых простирались поля с оливковыми деревьями и виноградниками, а также мастерские гончаров и каменотесов. Население города составляли примерно 1000 человек. Именно в этом городе, возможно, родился Гомер, так как из семи городов-претендентов на место его рождения именно Смирна и Хиос считаются самыми реальными.

Архаическая и классическая Смирна

Вскоре Смирна перешла от эолийцев к ионийцам. Геродот подробно рассказывает, как это произошло. Смирнцы приняли к себе изгнанников из Колофона, потерпевших поражение в междоусобной войне. Однажды, когда все граждане вышли из города справлять праздник Дионисa, колофонцы закрыли ворота и овладели городом. Остальные 11 эолийских городов поспешили на помощь соплеменникам, но ничего не добились и вынуждены были заключить с колофонцами соглашение, по которому эолийцы оставляли Смирну, но взамен получали все свое имущество. Их распределили между собой остальные эолийские города, Смирна же была принята в Ионийский союз городов и впоследствии вплоть до ХХ века считалась столицей Ионии. Главным святилищем Старой Смирны был храм Афины построенный в 640—580 гг. до н. э. и частично восстановленный в наше время. Это были годы первого расцвета Смирны, хотя и подорванного завоеванием лидийским царем Алиатта (610—600 до н. э.); в 545 г до н. э. город был завоеван персидским царем Киром. При персидской власти, город приходит в упадок.

О богатстве города этого времени свидетельствует то, что именно в Смирне найден самый древний (вторая половина VII в. до н. э.) образец многокомнатного дома: это двухэтажный дом, имеющий пять комнат с внутренним двором (перистилем). Смирна была отстроена по Гипподамовой системе: она имела прямые мощёные улицы, вытянутые с севера на юг и с запада на восток и пересекающиеся под прямым углом; Смирна — самый ранний пример такой планировки за пределами стран Древнего Востока.

Эллинистический период

В 334 г до н. э. в Азии высадился Александр Македонский, вскоре занявший Смирну. Город под названием Новая Смирна был перенесен с полуострова, где могло уместиться лишь небольшое количество жителей, к юго-западу, на склоны горы Пагос (Кедифекале). После смерти Александра городом завладел один из диадохов, Лисимах, при котором (около 300 г до н. э.) на Пагосе была выстроена мощная крепость, впоследствии перестраивавшаяся и в полуразрушенном виде дошедшая до наших дней. С этого времени, и особенно под властью Пергамского царства, город переживает новый подъем; в городе строятся театр и стадион.

Римский период

133 году до н. э. он вместе со всем царством переходит под власть Рима и становится столицей римской провинции «Азия». Римское завоевание для города, как и для остальной Греции, имело скорее созидательный характер унификации всего античного мира под знамёнами Римской империи. Смирна переживает свой второй золотой век. Значительно увеличивается число жителей, расцветает торговля. Строятся новые торговые площади (см. агора) и акведуки, улицы полностью замащиваются камнями. В 121 и 125 гг. Смирну посещает император Адриан; по его приказу рядом с доками было построено зернохранилище. В 178 г. город был разрушен землетрясением, которое считается одной из самых серьёзных катастроф, с которыми сталкивался в своей истории город. Император Марк Аврелий внес большой вклад в восстановление и отстройку города. Дошедшая до наших дней в развалинах Агора была построена именно тогда.

В город рано проникает христианство. Смирнская церковь среди семи церквей Азии упоминается уже в Апокалипсисе. Автор этой книги, Иоанн Богослов, сам жил в Смирне и назначил её первым епископом своего ученика, св. Вукола. После смерти Вукола между 100 и 110 гг. епископом стал другой ученик апостола Иоанна, св. Поликарп, сожженный в 166 г на 86-м году жизни. Он считался святым покровителем города, и именно ему посвящена древнейшая из сохранившихся в городе трех церквей.

Византийский период

С упадком римской цивилизации, Смирна также приходит в упадок, как и другие города Римской империи. В ранневизантийскую эпоху она оставалась крупным религиозным и экономическим центром, но, тем не менее, уменьшилась в размерах и никогда более не достигла уровня процветания, подобного римскому.

Остатки рабовладельческого строя здесь сочетаются с феодализмом. Начало ослабевания византийского влияния здесь ознаменовалось в конце XI века, когда после битвы при Манцикерте турки-сельджуки прорвались в Малую Азию и, нанося византийцам одно поражение за другим, захватывали многие города. В 1076 году пришёл черёд Смирны. Под предводительством Чака Бея турки овладели городом. Также турками были захвачены Фока и множеством Эгейских островов. Чака Бей использовал Измир как базу для военно-морских набегов на Византию. После его смерти в 1102 году город и соседняя область были возвращены Византийской империи.

Более века длилось византийское правление в городе. Но в 1204 году, после захвата Константинополя крестоносцами и падения Византии, город был захвачен рыцарями-иоаннитами, владевшими тогда Родосом, но через несколько лет Никейская Империя захватила город. Но это стоило для империи очень большой цены: всю торговлю города захватили союзные генуэзцы, также им принадлежал один из замков города.

Смирна была повторно завоёвана турками в раннем XIV столетии. Бей Умар, сын основателя Бейлика Айдын, захватил сначала верхний форт Кадификале, а затем нижний замок, порт Ок Калеси. Как и Чака Бей, Умар использовал город как базу для своего флота, который промышлял преимущественно грабежом и набегами.

Смирна в османский период

В Османской империи, Смирна была столицей особого пашалыка, в XIX в — вилайета «Айдин». Вплоть до начала ХХ, христиане (греки и армяне) продолжали составлять большинство населения города, так что мусульмане называли его «Гяур Измир» — «Неверная Смирна». В 1890 г в Смирне было 210.000 населения, из них 125.000 греков, 45.000 мусульман (без определения народностей), 18.000 евреев, 12.000 армян, 6.000 итальянцев, 2.000 французов, 1.500 англичан (преимущественно с Мальты) и т. д. В городе было 40 мечетей, 34 церкви (24 православных, 4 католических., 3 протестантских и 3 армянские), б синагог, несколько христианских монастырей; множество училищ, основанных христианами, из которых наибольшей популярностью пользовалась «Евангелическая школа» греческого ученого общества, обладавшая библиотекой и музеем древностей. Лучшей частью Смирны являлась её набережная — «Марина», застроенная богатыми домами европейской архитектуры. В 1922 г. население Смирны составляло 300.000 человек, из них греков-180.000

Резня 1922 года

В результате поражения Турции в Первой мировой войне, 15 мая 1919 года Смирна была оккупирована греческими войсками. Согласно Севрскому мирному договору 1920 года, она должна была отойти к Греции. Однако турецкие националисты не признали договора. 26 августа 1922 года турецкая армия прорвала греческие позиции. 6 сентября в Смирну вступила отступающая греческая армия, через день она закончила эвакуацию, потребовавшую всех наличных кораблей. Между тем, в Смирне кроме местного греческого и армянского населения, скопилось большое количество греческих беженцев из захваченных турками районов Ионии. 9 сентября в город вступила турецкая армия во главе с Мустафой Кемалем; немедленно началась резня христианского населения, увенчавшаяся сожжением города.

Согласно свидетельству американского консула Джорджа Хортона, день 9 сентября, когда в город вступили турки, прошёл относительно спокойно; ещё утром в городе поддерживала порядок греческая жандармерия, которая передала свои функции вступившим турецким войскам. Вечером, однако, начались грабежи и убийства, в которых активное участие принимали местные мусульмане и партизаны («четники»). Затем турки оцепили армянский квартал и приступили к систематическому истреблению армян.

13 сентября солдаты облили бензином и подожгли множество зданий в армянском квартале, выждав время, когда дул сильный ветер со стороны мусульманского квартала. Затем турецкие солдаты стали обливать бензином и другие места в христианско-европейской части (в частности, перед американским консульством). Резня и пожар шли по всему городу; среди убитых турками, был митрополит Хризостом (Калафатис). Хризостом, отказавшийся покинуть город, был выдан на растерзание турецкой толпе командующим Нуреддин-пашой; его избивали, истыкали ножами, вырвали ему бороду, выкололи глаза, отрезали уши и нос, пока он наконец не умер (по другим сведениям, был пристрелен из жалости неким критским турком). Все это происходило на глазах французских солдат, которым командир запретил вмешиваться. Впоследствии Хризостом был причислен к лику святых Из двух сопровождавших Хризостома старост один был повешен, другого же турки умертвили, привязав за ноги к автомобилю и таская по центру Смирны Убийства сопровождались всевозможными зверствами; так, девушкам, после неоднократного изнасилования, вырезали груди

Спасаясь от пожара, большинство христианских жителей столпилось на набережной. Турецкие солдаты оцепили набережную, оставив беженцев без пищи и воды. Многие умирали от голода и жажды, иные кончали с собой, кинувшись в море. Чтобы заглушить крики христиан, постоянно играл турецкий военный оркестр. Все это происходило на виду военного флота союзников, который, однако, стоял в гавани, не вмешиваясь.

Турки сначала перекрыли гавань военными кораблями, однако затем, под давлением держав, позволили эвакуацию, кроме мужчин от 17 до 45 (по другим источникам от 15 до 50) лет, которых объявляли интернированными и подлежащими депортации во внутренние области на принудительные работы, «что было расценено как приговор к пожизненному рабству у жестоких владельцев, заканичвающемуся таинственной смертью». Срок эвакуации давался до 30 сентября; после этого дня, все оставшиеся также подлежали депортации на принудительные работы. В организации эвакуации большую роль сыграл американский пастор, сотрудник организации ИМКА Аса Дженнингс; именно благодаря его стараниям, 23 сентября в порт под охраной американских судов прибыла наскоро собранная греческая флотилия.. Японские корабли выбрасывали весь свой груз, чтобы принять на борт как можно больше беженцев. Непосредственно после резни, было зарегистрировано 400.000 беженцев из Смирны, получавших помощь Красного Креста.

В сентябре прибрежный город включавший греческие и армянские кварталы был полностью сожжен, в пожаре погибли сотни домов, 24 церкви, 28 школ, здания банков, консульств, больницы.Вся северная часть древнего и однажды красивый прибрежный город Смирна (теперь Измир), Количество убитых в разных источниках варьируется от 60 тысяч до 260 тысяч; согласно Р.Руммелю, среднеяя цифра составляет 183 тысячи греков и 12 тысяч армян По подсчетам Жиля Милтона, в резне погибло 100.000 человек, ещё 160.000 мужчин было депортировано во внутренние области Анатолии, и большинство их погибло в дороге.
 

Яндекс.Метрика