Турецкая Республика Северного Кипра - Общая информация о стране 
Турецкая Республика Северного Кипра (тур. Kuzey Kıbrıs Türk Cumhuriyeti, также встречается название Северный Кипр тур. Kuzey Kıbrıs) — провозглашённое в 1983 году частично признанное государство, занимающее северную треть острова Кипр. С 1975 по 1983 носило название Турецкое Федеративное Государство Кипр (тур. Kıbrıs Türk Federe Devleti).

Турецкая Республика Северного Кипра признана только Турцией. Правительство Республики Кипр продолжает оставаться единственными международно-признанными властями на Кипре. Турецкая Республика Северного Кипра входит в Организацию Исламская Конференция как наблюдатель.

Население Турецкой Республики Северного Кипра составляет около 200 тысяч человек, проживающих на площади 3 355 км² (включая небольшой эксклав Коккина (тур. Erenköy). Подавляющее большинство населения — этнические турки, представляющие две общины: местные турки-киприоты и анатолийские турки, переселенцы из Турции. Присутствует также небольшая доля живущих в своих анклавах греков-киприотов и маронитов.

Столицей ТРСК, как Республики Кипр, считается город Никосия (тур. Lefkoşa, греч. Λευκωσία).

ТРСК отделена от остальной части Кипра буферной зоной. Линию, разделяющую остров на два сектора (так называемая «Зелёная линия» — англ. Green Line), охраняет контингент Вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК).

История Республики Кипр и ТРСК 

1960 — создание Республики Кипр — Республика Кипр была создана после предоставления Кипру независимости от Великобритании. Греческой и турецкой общинам были предоставлены равные возможности участия в управлении новым государством. Им были выделены места в правительстве и гражданских институтах власти. Гарантами существования нового государства в соответствии с Договором 1960 года о гарантиях стали Великобритания, Греция и Турция.

1963 — межобщинный конфликт и конституционный кризис — В декабре 1963 правительство Кипра распалось. Начался конфликт между греками и турками-киприотами. Турки-киприоты лишились правительственных постов. С продолжением конфликта турки-киприоты, проживавшие в сельских районах, оказались блокированы греками в местах компактного проживания. Такое положение длилось 11 лет, до раздела острова. В этот период между общинами происходили многочисленные конфликты. Несколько раз это приводило к тому, что Турция и Греция оказывались на грани войны, особенно во время инцидента в городе Коккина (Erenköy), а также в 1967, когда греки напали на турецкие районы на юге острова.

1974 — переворот в Греции и турецкое вторжение — В июле 1974 при поддержке греческой военной хунты на острове произошёл военный переворот. Президент Макариос был отстранён от власти, а контроль над островом перешёл к Никосу Сампсону, представителю греческой подпольной организации EOKA-B (выступавшей за присоединение Кипра к Греции — эносис). В качестве ответной меры в соответствии с Договором 1960 года на Кипр были введены турецкие войска. Фактически, силовая акция привела к разделу острова, а уж вторичным является то обстоятельство, что оно имело следствием падение греческой военной хунты и восстановление архиепископа Макариоса у власти. Остров Кипр в результате оказался разделённым на Север, контролируемый турками-киприотами, и Юг, контролируемый греками-киприотами.

1975 — от федерации к независимости — По условиям мирного соглашения предполагалось создание федеративной республики, и в 1975 было провозглашено Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра, формально как часть федерации, но с оговорками, что следует федерацию пересмотреть и привести её конституцию к согласию с де факто сложившимся положением. Эта идея не нашла поддержки ни у Республики Кипр, ни у международного сообщества. После 8 лет переговоров с Республикой Кипр Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра объявило о своей независимости в 1983. Новое государство стало называться Турецкой Республикой Северного Кипра. Декларация независимости Турецкой Республики Северного Кипра, однако, была отклонена ООН.

Административно-территориальное деление

Турецкая Республика Северный Кипр делится на 5 районов или ильче (тур. ilçe).

Политика

Турецкая Республика Северного Кипра официально не признаётся государствами-членами ООН, кроме Турции (сама Турция при этом не признаёт легитимности правительства Республики Кипр). При этом ТРСК входит в Организацию Исламская Конференция как наблюдатель.

Согласно Конституции ТРСК, она представляет собой демократическую республику, управляемую президентом, избираемым на пятилетний срок. Законодательный орган — Республиканское собрание (тур. Cumhuriyet Meclisi), состоящая из 50 членов, выбираемых посредством пропорциональных выборов в пяти избирательных округах.

На выборах в феврале 2005 Турецкая республиканская партия, выступающая за воссоединение Кипра, заняла наибольшее количество мест в парламенте, но не сумела достичь подавляющего большинства.

В конце сентября 2006 президент ТРСК Мехмет Али Талат утвердил решение о создании нового правительства, которое возглавил лидер Турецкой Республиканской партии Ферди Сабит Сойэр. Кабинет министров ТРСК сформирован на основе коалиции Турецкой республиканской партии и Партии свободы и реформ.
Основная статья: Парламентские выборы на Северном Кипре (2009)

19 апреля 2009 состоялись очередные парламентские выборы, на которых победу одержала консервативная оппозиционная Партия национального единства (UBP, лидер — Дервиш Эроглу), получившая более 44 процентов голосов. Турецкая Республиканская партия (СТР) набрала около 30 процентов. Демократическая партия (DP) получила чуть более 10 процентов голосов, а две более мелкие левые партии поделили между собой оставшиеся голоса.

Международный статус В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Большинство государств мира, за исключением Турции, официально не признают Турецкую Республику Северного Кипра как независимое государство. Находящаяся в составе Азербайджана Нахичеванская Автономная Республика также признала ТРСК. Однако сам Азербайджан не поддержал это решение официально. Организация Исламская конференция предоставила ТРСК статус части федеративного государства (англ. constituent state) и наблюдателя.

Турция держит на территории ТРСК своё посольство, ТРСК в Турции — посольство и консульства. В ряде других стран находятся неофициальные представительства ТРСК, де-факто являющиеся посольствами. В Северной Никосии находятся резиденции послов США и Британии, но, так как они находились там до разделения острова, это не является признанием ТРСК.

О намерении признать ТРСК заявляли Азербайджан, Гамбия и Парагвай. Несмотря на то, что официальных контактов не было установлено, неформальные связи поддерживаются.

Переговоры об объединении острова идут уже давно, но пока не принесли плодов. Последняя попытка провалилась на референдуме, который прошёл на острове под эгидой ООН 26 апреля 2004. Против объединения проголосовали 75 % греков-киприотов, в отличие от турок-киприотов, большинство из которых поддержали объединение на основе плана, предложенного Генеральным секретарём ООН Кофи Аннаном.

План кипрского урегулирования, предложенный ООН (План Аннана — англ. Annan Plan), предусматривал создание на острове двухобщинного и двухзонального государства вместо единой Республики Кипр, что, по мнению греков, означало бы фактическое признание турецкой оккупации северной части острова путём отмены всех предыдущих резолюций Совета Безопасности ООН по Кипру.

По этому плану Турция получала право сохранить свой военный контингент на острове. Более того — предусматривалось юридическое узаконивание договоров, заключённых ранее Турецкой Республикой Северного Кипра и Турцией, которые, в частности, давали турецким войскам право использовать все кипрские гавани, производить передвижения по всему острову и выполнять полёты турецких ВВС над всей территорией Кипра.

Турецкая сторона получала бы право вето в объединённом правительстве Кипра. При этом все госструктуры объединённого Кипра на 95 % должны были финансироваться греческой стороной. Ограничивались права греков на операции с собственностью в северной части острова до тех пор, пока уровень жизни двух общин не сравняется.

После избрания президентом Деметриса Кристофиаса, с сентября 2008 между двумя общинами начался процесс переговоров о воссоединению острова. Президенты Деметрис Кристофиас и Мехмет Али Талат возглавили эти переговоры. За основу был взят план Аннана. Переговоры длились уже более 1.5 года, и на протяжении этого времени было согласовано большинство спорных вопросов.

18 апреля 2010 года были проведены выборы на пост президента ТРСК. Основными соперниками на этих выборах были консерватор Дервиш Эроглу из Партии национального единства и действующий президент Мехмет Али Талат. После проведения первого тура выборов и предварительного подсчета голосов, победу со значительным перевесом одержал Дервиш Эроглу, который набрал 50,38 % голосов. Мехмет Али Талат набрал 42,8 %. После своей победы на выборах, Дервиш Эроглу объявил о своей готовности продолжить переговоры по решению Кипрской проблемы. Он пообещал, что будет сформирована новая команда и переговоры продолжатся со второй половины мая.

Дипломатические представительства и консульские учреждения Турецкой Республики Северного Кипра расположены в нескольких государствах.

СМИ

Официальная телерадиокомпания Турецкой Республики Северного Кипра Байрак ведет передачи по двум каналам телевидения на турецком, английском и греческом. Кроме четырех каналов внутреннего радиовещания - международный радиоканал Турецкой Республики Северного Кипра Байрак Интернешнл осуществляет вещание на английском, французском, греческом, арабском, русском и немецком языках.

Транспорт и связь

Турецкая Республика Северного Кипра зависит от военной и экономической помощи Турции. В качестве валюты используется турецкая лира. Все экспортно-импортные операции (и связь) осуществляются через Турцию. Для осуществления международных телефонных звонков используется телефонный код «+90 392», в котором использованы цифры международного телефонного кода Турции «+90» и обычный турецкий код города. В сети Интернет домен Северного Кипра является доменом второго уровня — «.nc.tr», под турецким доменом первого уровня «.tr», а обычная почта должна адресоваться через Мерсин 10 (Турция).

Полёты в Турецкую Республику Северного Кипра осуществляются через аэропорт Эрджан (en:Ercan International Airport) (тур. Ercan, греч. Τύμβου). При этом любой самолёт, направляющийся на Северный Кипр, должен сначала приземлиться в одном из аэропортов Турции.

Морские порты Северного Кипра объявлены Республикой Кипр закрытыми для всех судов, кроме турецких, со времени турецкой оккупации 1974 г. Суда, зарегистрированные в Турецкой Республике Северного Кипра, также имеют свободный доступ к морским портам Турции. Корабли же под флагом непризнанной Турцией Республики Кипр в турецкие порты не допускаются.

Всем, кто имеет статус гражданина Турецкой Республики Северного Кипра, может быть отказано в разрешении на въезд в Республику Кипр или в Грецию, хотя это ограничение было несколько смягчено после вступления Кипра в Европейский Союз и осуществления Республикой Кипр ряда мер по укреплению доверия. Власти Республики Кипр разрешают беспрепятственный проход желающих, в том числе иностранных туристов, через «Зелёную линию» в Никосии и на нескольких других пропускных пунктах, поскольку власти ТРСК не требуют въездной визы и не проставляют в их документах отметки о пребывании на территории ТРСК.

Экономика

В экономике Турецкой Республики Северного Кипра доминирует сектор обслуживания, существуют также сельское хозяйство и лёгкая промышленность. В качестве валюты используется новая турецкая лира.

В связи с отсутствием международного признания, все внешнеторговые операции ТРСК могут идти только через Турцию.

Несмотря на эти трудности, местная экономика демонстрирует в последние годы впечатляющий рост, 2001—2005 : 5,4 %, 6,9 %, 11,4 %, 15,4 %, 10,6 %. Этот рост во многом обеспечивается стабильностью лиры, и бумом в секторах образования и строительства.

Экономика ТРСК зависит от помощи Турции. В 2003—2006 было получено 550 млн долларов.

Количество иностранных туристов, посетивших ТРСК в январе 2003 — августе 2004 составило 286 901 чел.

На территории ТРСК также находятся ряд известных университетов: Образование

В 2004 году в школах Турецкой Республики Северного Кипра началась реформа образования, в ходе которой были внесены важные изменения в учебники истории. Из учебников были удалены некоторые националистические элементы. Вместо выражения «наша родина Турция» чаще стало употребляться выражение «наша родина Кипр», а вместо слов «турки» и «греки» чаще стали употребляться слова «турки-киприоты», «греки-киприоты» или просто «киприоты». До этого, в турецких школах Турецкой Республики Северного Кипра 1974 год описывался как год начала освобождения турок от греческого гнёта, а сама история Кипра обычно начиналась преподаваться с момента аннексии острова Османской империей в 1571 году. В старых учебниках истории греки-киприоты назывались словом «рум», которым традиционно обозначались христианские подданные Османской империи. Аналогичные реформы по удалению националистических перегибов из школьных учебников истории были в последние годы проведены и в греческой части Кипра.

Вооружённые силы

Турецкая Республика Северного Кипра содержит Силы Безопасности (четыре пехотных полка) численностью около 3,5 тыс. чел., формируемые по призыву из мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. Дополнительно существует запас первой очереди в 11 тыс. чел., второй 10 тыс. чел, и третьей — 5 тыс. чел. в возрасте более 50 лет. СБТК легко вооружены, возглавляются бригадным генералом армии Турции, и выполняют роль внутренних войск и пограничной охраны.

В дополнение к ним, в Турецкой Республике Северного Кипра дислоцирован 11 армейский корпус (11 АК) ВС Турции, состоящий из двух мотопехотных дивизий (28 мпд и 39 мпд), 14 отдельной бронетанковой бригады (14 обртбр), механизированной бригады «Турдик», а также из частей и подразделений прямого подчинения. Общая численность 11 АК ВС Турции составляет свыше 40 тысяч человек
 
Отзывы о чемоданах и дорожных сумках для путешествий