Яндекс.Погода
Сеул (кор. 서울 Соуль — «столица») — столица и крупнейший город Республики Корея. Население более 10 млн человек.

Название

Слово Соуль происходит от древнекорейского соболь или сораболь («столица») периода Силла. Тогда это слово относили к городу Кёнджу, бывшему столицей Силла. В ханчче кён (京) означает «столица»; этот слог встречается, например, в официальном названии Сеула в годы японского колониального правления (Кёнсон) и в названиях железных и автомобильных дорог (Кёнбусон, 경부선 — железнодорожная линия Сеул-Пусан; Кёнъин косокторо, 경인고속도로 — скоростная автодорога Сеул-Инчхон).

В европейских языках, в том числе и русском, чтение «Сеул» возникло из-за ошибочного слогоделения латинской транскрипции Seoul — должно читаться как Seo-ul, а прочли «по-французски», как Se-oul.

Китайская транскрипция

В отличие от большинства корейских географических названий, слово «Сеул» не имеет аналога на ханчче, и по-китайски город называют его прежним именем (漢城/汉城, китайское чтение Ханьчэн, корейское Хансон; значение — «крепость на реке Ханган», но при желании можно трактовать и как «китайская крепость», «крепость ханьцев»). В январе 2005 года правительство города запросило изменение китайского названия города на 首爾/首尔 (Shǒu’ěr, Шоу-эр), что является приблизительным воспроизведением корейского произношения в китайском языке (в самом корейском, однако, 首爾 читается 수이 , Су-и). При этом 首 (шоу) значит «первый» и «столица». Китайцы приняли это название. Это изменение касается только носителей китайского языка и не оказывает влияние на корейское название города.

История

Первое название города — Виресон, был столицей государства Пэкче начиная с 18 г до н. э. Во времена Корё был известен как Хансон (漢城, «крепость на берегу реки Ханган»). Во времена династии Чосон, начавшейся в 1394 году, был столицей государства и назывался Ханян (漢陽)). В годы японского колониального правления назывался Кёнсон (яп. 京城, Кэйдзё), окончательно название Сеул было утверждено после освобождения в 1945 году.

Пэкче, одно из трёх корейских королевств, было основано в 18 году до н. э., со столицей в городе Виресон в районе современного Сеула. С тех пор сохранились развалины городских стен. Управление городом вскоре перешло от Пэкче к Корё в V веке, а затем к Силла в VI веке.

В XI веке правительство Корё, завоевавшее Силла, построило крепость, известную как «Южная Столица».

Когда Чосон сменила Корё, столица была перенесена в Сеул (Хансон, позднее Ханян), где оставалась до конца правления династии.

Изначально город был полностью окружен крепостной стеной высотой до семи метров для защиты населения от диких животных, разбойников и вражеских армий. Затем город разросся за стены и, хотя они сейчас не существуют (кроме небольшого участка к северу от центра города), крепостные ворота существуют по сей день, самые известные из них: Намдэмун и Тондэмун. Во времена Чосон ворота открывались и закрывались каждый день под звуки больших колоколов. 11 февраля 2008 года ворота Намдэмун, построенные в 1398-м году, были почти полностью уничтожены огнем — поджог устроил пожилой горожанин, обращения о рассмотрении жилищной проблемы которого городские власти систематически игнорировали (компания-застройщик выплатила этому горожанину заниженную сумму компенсации за земельный участок, который располагался на территории намечаемой застройки). Позднее, после поимки поджигателя полицией, он раскаялся в содеянном и попросил у нации прощения за свой проступок. Ранее этот же человек устроил поджог в сеульском дворце Чхангёнгун.

Ворота не имели охраны, возможно, потому, что никому в голову прийти не могло покушаться на национальное достояние № 1.

Основная причина практически полной неспособности пожарных справиться с огнём состояла в том, что ворота были деревянными, и вся их конструкция была пропитана водоотталкивающим средством для защиты от осадков. В итоге это же средство отталкивало воду, которой пожарные расчёты в течение нескольких часов поливали горящие ворота.

Правительство Республики Корея пообещало нации в течение трёх лет восстановить ворота, для чего были выделены финансовые средства в размере 21 миллиона долларов США. По информации некоторых сеульских газет, часть компаний-подрядчиков по восстановлению ворот вызвалась производить работы бесплатно.

Во время войны в Корее Сеул дважды переходил в руки северокорейских и китайских войск (в июне—сентябре 1950 и январе—марте 1951 годов). В результате боевых действий город был сильно разрушен. По крайней мере 191 000 построек, 55 000 жилых домов и 1000 предприятий лежало в руинах. Вдобавок, поток беженцев заполнил город, увеличив численность населения до 2,5 миллионов, большей частью бездомных.

После войны Сеул был быстро восстановлен и снова стал политическим и экономическим центром страны. Сегодня население города — это четверть населения Южной Кореи, Сеул занимает седьмое место среди городов мира по количеству штаб-квартир корпораций, входящих в список пятисот крупнейших транснациональных корпораций по версии журнала Fortune.

В 1988 году Сеул стал столицей XX летних Олимпийских игр, а в 2002 году — одним из мест проведения чемпионата мира по футболу.

О планируемом переносе столицы в этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка стоит на статье с 13 июня 2008.

11 августа 2004 премьер-министр Республики Кореи Ли Хэ Чан подтвердил намерение правительства перенести столицу страны из Сеула на юг.

В настоящее время столица страдает от чрезмерного парка автотранспорта, переизбытка офисов частных компаний и государственных учреждений. В конце 1980-х годов часть правительственных учреждений была переведена из центра города в ближайший пригород Квачжон, но это было лишь частичным решением проблемы.

В 2002 году было предложено перенести столицу Республики Кореи южнее. В 2003 г. план переноса был принят парламентом. По оценкам, на его осуществление может потребоваться порядка 50 млрд долларов.

Некоторые критики плана указывают на то, что, учитывая возможность воссоединения Кореи в более или менее удалённом будущем, логичнее иметь столицу в районе нынешней межкорейской границы.

Тем не менее для новой столицы уже выбрано место в провинции Чхунчхон-Пукто (по другим данным, провинция Чхунчхон-Намдо), в 160 км к югу от Сеула, западнее города Чхонджу. В 2005 году правительство приступит к выкупу земель (около 600 тыс. га) у нынешних собственников, а в 2007 начнётся само строительство. Ожидается, что новая столица примет правительственных чиновников в 2012.

Против планов переноса выступила оппозиционная Партия великой страны, которая инициировала рассмотрение этого вопроса в Конституционном суде Республики Кореи.

География и климат

Исторический центр города — это город династии Чосон, находящийся теперь в деловом квартрале. Там соседствуют древние дворцы, штаб-квартиры корпораций, современные офисные здания и гостиницы. Эта часть города находится в долине Чхонгечхон (청계천). К северу от делового центра находится гора Пукхансан, а к югу — небольшая гора Намсан.

Далее на юг находятся бывшие окраины Ёнсангу и Мапогу и протекает река Ханган. На другой стороне реки, в юго-восточной части Сеула находится современный район Каннамгу и его окрестности. Здесь располагается корейский Международный Торговый Центр. Большой популярностью пользуется развлекательный комплекс COEX, в котором сосредоточено огромное количество всевозможных закусочных и ресторанчиков, кинотеатров и магазинов, а также — большой подземный океанарий.

В соседнем районе Сонпхагу расположен парк развлечений Lotte World, который также является очень популярным местом в городе.

На Ёыйдо, небольшом острове посреди реки Хан, на котором в древние времена была переправа на северный берег реки, и который некогда использовался в качестве военного аэродрома, располагаются Национальная Ассамблея Республики Корея, главные теле- и радиовещательные студии и большое количество офисных зданий.

Аккуратная планировка города была ключевой концепцией при его застройке начиная с XIV века. Королевские дворцы династии Чосон по сей день находятся в Сеуле. Главный императорский дворец (Кёнбоккун) восстановлен в прежнем облике.

Экономика

Сеул — один из крупнейших промышленных и финансовых центров мира. Здесь располагается около 20 000 предприятий. Главные отрасли промышленности: торговля, машиностроение, телекоммуникации, электроника, строительство.

Транспорт

В городе действует метрополитен, по объёмам пассажироперевозок занимающий одно из первых мест в Азии. Девять линий метро имеют номера от 1 до 9, есть линия Чунъансон (кор. 중앙선), являющаяся железной дорогой, но имеющая общие станции пересадок к с линиями метрополитена, и линия Пундансон (кор. 분당선), относящаяся, скорее всего, тоже к железной дороге, нежели к линии метрополитена. Эта линия состоит из 20 станций, но на территории города имеет всего лишь 8 станций.

Определение количества станций метро, принадлежащих городу, является очень сложным ввиду тесного взаимодействия государственного и частного капиталов при строительстве линий метрополитена, а также в связи с тем, что сеульское метро изначально появилось как часть пригородных железных дорог (первая линия метро была всего лишь соединительным участком двух пригородных железных дорог).

Девятая линия метро (под номером 9), введена в эксплутуцию в 2009 году. Она протянулась вдоль южного берега реки Хан и состоит из 36 станций.

На схемах метрополитена линии и станции пронумерованы, что позволяет иностранцам довольно легко ориентироваться при назначении встреч на определённых станциях. Впрочем, названия всех станций и вообще все указатели в метрополитене продублированы на английском языке (а названия станций имеют аналоги ханчча).

Наземный транспорт

Транспортный бум в Сеуле берет свое начало эпоху Корейской империи, когда были проложены первые автодороги и первая железная дорога до Синыйджу. С тех пор транспортная система города сильно разрослась, сделав его одним из крупнейших транспортных узлов Азии. В городе проложен метрополитен с девятью линиями, действует около 200 автобусных маршрутов, и шесть больших автострад (хайвеев), соединяющих районы города и пригороды. Сеул соединяется с другими городами страны посредством скоростной железной дороги KTX, являющейся одной из самых быстрых в мире.

До середины 1970-х гг. в деловом центре Сеула существовал и трамвайный вид транспорта, однако в связи с началом ввода в эксплуатацию метрополитена, а также с тем обстоятельством, что трамвайные пути занимали слишком много места на узких улочках Сеула в условиях постоянного увеличения численности автотранспорта, было принято решение ликвидировать трамвай как вид транспорта.

В городе и на междугородних маршрутах очень развит автобусный транспорт. Автобусы имеют преимущество перед частным автотранспортом и это правило соблюдается в абсолютном большинстве случаев (основные нарушители этого правила — таксисты, с которыми у водителей автобусов идёт непримиримая вражда — это замечают многие гости Сеула). Однако, в связи с неуклонным ростом личного автотранспорта несколько лет назад серьёзно встала проблема пробок на дорогах. Проблему пробок для автобусов отчасти удалось решить благодаря инициативе нынешнего президента, а в то время (2007 год) пока ещё мэра Сеула — Ли Мён Бака — на одной из центральных дорог Ханганно (кор. 한강로) от моста Ханган (кор. 한강대교) до площади сеульского вокзала были проложены специальные автобусные линии. В результате нововведения время поездки горожан из южных районов Сеула в центр города утром и из центра города вечером по этому маршруту сократилось примерно в 2,5-3 раза. Сразу же вслед за этим нововведением в других районах Сеула последовали аналогичные изменения.

Воздушный транспорт

Город обслуживается двумя аэропортами. Аэропорт Кимпхо долгое время он был единственным в стране международным аэропортом. В марте 2001 года открылся Международный аэропорт Инчхон в городе Инчхон. После этого аэропорт Кимпхо стал осуществлять только внутренние рейсы (за исключением рейсов в Токио и Шанхай). Инчхонский аэропорт входит в число крупнейших в Восточной Азии, наряду с аэропортами Гонконга и Сингапура. С 2005-го года Международная ассоциация воздушного транспорта признает 4 года подряд Инчхонский аэропорт лучшим в мире. Оба аэропорта связаны с Сеулом скоростными автомагистралями. В 2008 году открыто железнодорожное сообщение между аэропортами Кимпхо и Инчон. Ведется строительство скоростной железной дороги, которая свяджет Международный аэропорт Инчхон с Центральным вокзалом Сеула.

Спорт и отдых

В связи с большим объемом работы, проделанным правительством города для снижения загрязнения окружающей среды, воздух в городе по чистоте равен токийскому, и намного чище, чем в Пекине. В Сеуле, и окружающих районах располагается шесть больших парков, включая Сеульский лес, открытый в 2005 году. Зона вокруг Сеула засажена лесополосой для защиты от загрязнения предприятиями, находящимися в провинции Кёнгидо. Кроме того, в Сеуле находятся три больших парка развлечений: Lotte World, Seoul Land и Everland, расположенный в пригороде Йонъин. Самый посещаемый из них — Lotte World. Другие центры отдыха это, прежде всего, олимпийский стадион и стадион чемпионата мира 2002-го года, а также публичный парк в центре города.

Берег острова Йоидо — пожалуй, самая развитая часть городского парка реки Хан (кор. 한강시민공원), который протянулся по обоим берегам и проходит через весь город: у берега работают корабли-рестораны, по трём маршрутам курсируют речные трамвайчики, помимо этого есть станция речного такси (перевозка осуществляется небольшими катерами, довольно быстрыми), также на берегу острова расположено большое количество коммерческих палаток, торгующих продуктами быстрого приготовления и напитками (вплоть до алкогольных), есть несколько пунктов аренды велосипедов, спортивные площадки (со штангами, турниками и т. д.), туалеты. Эта часть парка реки Хан пользуется у горожан огромной популярностью, поскольку далеко не у всех есть время выехать с семьёй/друзьями за город или к морю даже на выходных. Огромные скопления народа наблюдаются в основном ближе к концу недели, на выходных и по праздникам. В будние дни по вечерам у берега можно встретить немало офисных работников, которые приходят отдохнуть с коллегами после окончания трудового дня. Основной контингент приезжающих сюда — молодёжь, однако часто встречаются и люди пожилого возраста.

Специально для любителей велосипедного спорта вдоль обоих берегов реки Хан протянулись велосипедные трассы. Территория парка в данный момент (март 2009 г.) активно перестраивается городскими властями. Окончание реконструкции намечено на конец 2009 года.

Практически на всём протяжении в пределах города реку Хан (а также велосипедные дорожки и спортивные площадки) от жилых районов отгораживают скоростные автомагистрали. Для того, чтобы горожанам было удобнее добираться до берегов реки, через автомагистрали в некоторых местах уже построены, а местами ещё строятся пешеходные и велосипедные мостики.
 

Яндекс.Метрика