Молдавия - Бельцы 
Яндекс.Погода
 Бельцы (молд. Bălţi [Бэлць]) — город (муниципий) в Молдавии. Расположен в 130 км к северо-западу от Кишинёва на реке Реут. Третий по количеству населения город в стране (после Кишинёва и Тирасполя). Бельцы являются экономическим и культурным центром северного региона, поэтому город часто называют «северной столицей».

Географическое положение и природа

Бельцы расположены на севере Молдавии, в 130 км к северо-западу от Кишинёва, на холмистой равнине (Бельцкая степь), в месте впадения в Реут реки Реуцел.

Реут пересекает город с северо-востока на юго-запад, Реуцел — с юго-востока на северо-запад. Общая длина этих рек на территории Бельц составляет 17 км. Через город протекают также речки Копачанка и Флэмындэ — притоки Реута. Все реки относятся к бассейну Днестра. На территории Бельц есть несколько искусственных озёр: Городское, Комсомольское, Кирпичное.

Площадь города — 55 км², с пригородами — 78 км². Бельцы находятся в 7-балльной зоне сейсмичности. Почвенную структуру составляют обыкновенный чернозём и глинистая супесь.

Климат

Климат умеренно континентальный. Зима мягкая, короткая, лето жаркое, продолжительное. Средняя температура января −4,0 °C, июля +20,5 °C. Абсолютный максимум температуры составляет +40 °C, абсолютный минимум −32 °C. Преобладающие ветра — северо-восточные и северо-западные 2-5 м/сек. Годовая норма осадков 450—500 мм, основная доля осадков приходится на тёплое время года.

Название

Слово «Бэлць» (ед. ч. — балтэ) в буквальном переводе означает «болота» (другое значение — «лужи»). Считается, что город получил такое название, потому что расположен в болотистой местности.

Герб и флаг

Современные герб и флаг Бельц были утверждены на заседании Совета муниципия в апреле 2006 года. Проекты герба и флага разработал член Государственной комиссии по геральдике Сильвиу Табак.

Герб

Основной элемент герба — щит, на который нанесены двенадцать чередующихся горизонтальных полос серебряного и синего цвета. Серебряный цвет символизирует воду, синий — землю. Сочетание этих цветов символизирует молдавское название города, буквально означающее «болота» (т.е вода и земля).

На щите изображён лучник в молдавских доспехах времён Стефана Великого. Этот элемент был заимствован из герба Бельц 1930 года, в котором он символизировал, как было указано в официальных материалах, «древнюю воинскую стражу и бои в данном регионе Молдовы». Одежда лучника красного цвета, воинское снаряжение — золотого.

Над щитом — серебряная корона в виде крепостной стены с семью башнями (т. н. башенная, или стенная, корона). Этот элемент указывает на то, что Бельцы издавна имеют статус города. Количество башен символизирует значимость населённого пункта. В Молдавии, кроме Бельц, право использовать в гербе семиглавую корону имеют ещё только два города: Кишинёв и Тирасполь. В эмблемах других городов может быть только три или пять башен.

Щит поддерживают две серебряные лошади, поднявшиеся на дыбы. Лошадь — старинный символ этого региона. Первым гербом Бельц (1826 года) был щит с изображением головы этого животного. Под щитом находится девизная лента с надписью на латинском языке: CEDANT ARMA TOGAE (Пусть оружие уступит место тоге).

Флаг

Флаг представляет собой полотно из двух горизонтальных полос: серебряного (верхняя) и синего (нижняя) цвета. В центре полотна расположен основной элемент герба — щит с изображением лучника.

История

Первое документальное упоминание о существовании поселения на месте современных Бельц датируется 1421 г. Этот год принято считать годом основания города. В то время поселение входило в состав владений Рингалы, жены молдавского господаря Александра Доброго.

В конце XV века оно было полностью сожжено войсками хана Менгли I Герая и до начала XVIII века сведений о разрушенном поселении не имеется.

В 1711 г. во время Прутского похода Петра I поселение вновь было сожжено (по одной версии — татарами, стремившимися уничтожить базу снабжения русских войск, по другой — русскими войсками во время отступления).

В 1766 г. молдавский господарь Александр Гика подарил земли по реке Реут Ясскому монастырю святого Спиридона и крупным купцам — братьям Александру, Константину и Иордакию Панаите. В имении Панаите начинает строиться село Бельцы, которое в конце XVIII — начале XIX веков становится небольшим торговым местечком.

В 1779 г. по приглашению турецкого паши в Бельцах поселились еврейские купцы. Три года спустя права и обязанности еврейской общины утверждены властями.

В 1812 г. Бессарабия перешла под российскую юрисдикцию, а в 1818 при образовании Бессарабской области, вошедшей в Черту оседлости, Бельцы были назначены уездным городом Ясского уезда. В этом же году Бельцы посетил император Александр I. Считается, что во время своего пребывания в Бельцах император получил известие о рождении племянника (будущего императора Александра II) и в честь этого события повелел присвоить Бельцам статус города.

В 1856 г., Бельцы удостоила посещением императрица Мария Александровна.

В 1887 г. Ясский уезд был переименован в Белецкий (то есть Бельцкий). В это время в Бельцах проживало ок. 10 тыс. человек, в основном евреи — 70 %, в городе насчитывалось 72 синагоги

Расположенный на перекрёстке больших дорог (он связывал Черновцы, Хотин, Сороки с Кишинёвом, Бендерами, Аккерманом, Измаилом), город постепенно становился значительным торговым центром Бессарабии. Главным предметом торговли был скот.

Значение Бельц ещё более возросло, когда в 1894 г. была построена железная дорога Бельцы-Унгены-Кишинёв и Рыбница-Бельцы-Окница. К началу XX века Бельцы превратились в промышленный город с широко развитой торговлей, множеством заводов и фабрик.

Экономическое развитие Бельц продолжалось и после присоединения Бессарабии к Румынии в 1918 г.

Евреи составляли большинство населения города. Согласно румынской переписи населения 1930 года, из 35000 жителей около 20000 составляли евреи, 10000 румыны (молдаване), и 5000 украинцы и русские.

Бельцы дважды посещал король Румынии Кароль II: в 1924 (ещё будучи наследным принцем) и в 1935 (вместе с сыном — будущим королём Михаем I).

Как и большинство молдавских городов, Бельцы сильно пострадали во время Второй мировой войны. Большая часть оставшегося в городе еврейского населения была уничтожена.

В советское время Бельцы становятся крупным промышленным центром со статусом города республиканского подчинения.

В 1991 г. была провозглашена независимость Молдавии. В условиях экономического кризиса, вызванного распадом СССР, большинство предприятий города оказалось на грани выживания. Безработица и резкое снижение уровня жизни привели к тому, что значительная часть жителей покинула город. С 1989 по 2004 население Бельц сократилось на 20 %. Большинство евреев репатриируется в Израиль и иммигрирует в другие страны.

В 1994 г. Бельцам был присвоен статус муниципия.

В 1998 г. в результате административно-территориальной реформы был образован Бельцкий уезд с центром в городе Бельцы. Однако, после обратной реформы 2003 г. (упразднения уездов и возвращения к делению на районы), Бельцы вновь обрели статус отдельной административной единицы, не входящей ни в один из районов.

Административное устройство

Муниципий Бельцы является самостоятельной административно-территориальной единицей. В состав муниципия входят сёла Елизаветовка и Садовое.

Органами управления муниципия являются муниципальный совет и примар, возглавляющий примэрию.

Совет состоит из 35 советников, избираемых сроком на 4 года. По результатам выборов 2007 года большинство мест в бельцком муниципальном совете принадлежит Партии коммунистов (ПКРМ) — 21 место; 11 мест принадлежат представителям других партий, 3 места — независимым кандитатам. В совете существует две фракции: фракция ПКРМ (21 советник) и фракция «Meleag» («Край»), в которую входят 2 независимых советника и 4 представителя разных партий.

Примар муниципия также избирается на 4-летний срок. С 2001 года пост примара занимает Василий Панчук, переизбиравшийся дважды: в 2003 году — на внеочередных выборах (в связи с реформой административно-территориториального устройства), и в 2007 году.

Общественные организации

Бельцы являются одним из важных центров развития местного и национального гражданского общества Молдавии. В Бельцах были основаны многие независимые и аполитические организации, такие как НПО Второе Дыхание — одна из важнейших молдавских структур по уходу за социально уязвимыми людьми, молодёжная организация ,,Tinerii pentru Dreptul la Viaţă- «Молодёжь за право на жизнь», организация занимающаяся развитием молодёжной политики в мун. Бэлць Prosperitatea Viitorului — Процветающее Будущее, неправительственная общественная организация людей без психологических проблем «Движение души» — «Мишкаря Суфлетулуй» — «Movement of Soul» и другие.

Население

По данным Национального бюро статистики на 1 января 2010 года численность постоянного населения муниципия Бельцы составила 148,2 тыс. чел. Из этого числа городское население — 143,3 тыс., сельское — 4,9 тыс.

Религиозный состав: православные — 110 961, баптисты — 2609, католики — 990, адвентисты седьмого дня — 576, пятидесятники — 487, evanghelică sinodo prestbiter — 296, сreştină după evahghelie — 166, мусульмане — 106, evanghelică de confesiune — 77, старообрядцы — 47, реформаты — 44, приверженцы других религий — 2161, атеисты — 544 человека, не исповедующие никакой религии — 3304, отказались указать свою религию — 5193.

Экономика

Промышленность


Бельцы — крупный промышленный центр. В городе 40 предприятий: пищевой и лёгкой промышленности, электротехнического и сельскохозяйственного машиностроения, по производству стройматериалов и др. Годовой объём промышленного производства в средних ценах — 2,2 млрд леев (2004).

Бельцкая свободная экономическая зона

На основании принятого Парламентом РМ Закона № 26 от 4 марта 2010 года в Бельцах была создана СЭЗ «Bălţi». Свободная экономическая зона включает два участка площадью около 12 га и имеет доступ к железной дороге и автотрассам международного значения. Намеченный срок действия СЭЗ «Bălţi» — 25 лет.

Городское хозяйство

Жилой фонд Бельц насчитывает 12 800 домов и 65 общежитий.

В Бельцах 376 улиц и 11 автомобильных мостов. Общая протяжённость всех улиц, проездов и набережных — 220,7 км, площадь — 1478,5 тыс. км². Общая протяжённость тротуаров — 218,4 км, сетей ливневой канализации — 31,2 км. Срок эксплуатации муниципальных автомобильных дорог составляет от 10 лет и более, что сказывается на состоянии их покрытия.

Водоснабжение Бельц осуществляется из реки Днестр посредством Сорокского водовода, а также из артезианских скважин. Всего скважин 89, большая часть из них законсервирована. Кроме того, на территории муниципия имеется 36 резервуаров чистой воды, 14 насосных станций, 667 шахтных колодцев. Износ водопроводных сетей города превышает 70 %.

Cанитарную очистка и уборку муниципальных территорий, санитарное обслуживание муниципия, вывоз, складирование и переработку мусора (ТБО) осуществляет Муниципальное Предприятие Спецавтохозяйство.

Транспорт

Пассажирские перевозки в Бельцах выполняются троллейбусным и автобусными управлениями, частными автобусами, маршрутными и легковыми такси. Общий объём перевозок за год — 35,4 млн пассажиров (2004). Тарифы на общественный транспорт регулируются муниципальным советом (2 MDL в автобусе и 1.5 MDL в троллейбусе, 2.5 MDL в маршрутном такси).

Автобусы и маршрутные такси

10 автобусных маршрутов обслуживают частные транспортные предприятия, которые не регулируются Бельцким автобусным управлением, Бельцкий автобусный парк с 1996 года не обслуживает внутригородские маршруты, специализируется в основном на пригородных и междугородних направлениях. Существует также около 25 линий маршрутного такси в Бельцах и близлежащих населённых пунктах.

Троллейбусы

В Бельцах эксплуатационная длина троллейбусной линии составляет 39,6 километров. Обслуживание производится четырьмя тяговыми преобразовательными электрическими подстанциями общей установленной мощностью 82,41 киловатт. Источником снабжения является общая энергосистема муниципия путём подачи постоянного тока в 600 вольт через тяговые преобразовательные подстанции ТП-1; ТП-2; ТП-3; ТП-4.

В настоящий момент в муниципии функционируют три троллейбусных маршрута. Средняя эксплуатационная скорость движения троллейбусов на маршрутах составляет 16 километров в час. Большинство троллейбусов используемых бельцким троллейбусным управлением (МПТУ) являются различными модификациями российского «ЗиУ» (самые новые из них 1992 года выпуска), чешской «Шкода» 14trM (2002 года выпуска), тремя АКСМ 20101 (2003—2004 годов ввыпуска), а также семью ВМЗ-5298.01 (ВМЗ-375) компании ОАО «Транс-Альфа» (2008 года выпуска)Линия Длина В эксплуатации с Количество остановок 

Такси

В Бельцах существует большой выбор служб такси (более 7 компаний), большинство из которых практикуют фиксированный тариф внутри города. Две службы являются филиалами кишинёвских молдавских республиканских компаний, четыре являются бельцкими компаниями.

Тарификация «2.50 лей км/1.00 лей минута простоя» внедряется в данное время правительством и является предметом трудных переговоров со стороны профсоюзов служб такси.

Автомагистрали

Бельцы всегда были на пересечении важных путей и являются сегодня важным транспортным трансмодальным узлом, а именно на пересечении европейской магистральной автодороги Е583 (дороги класса B).

Автобусное сообщение является эффективным способом передвижения между городами в Молдавии, также как маршрутные такси (общественных или частных служб). Бельцы связаны с Кишинёвом 127 км построенной ещё в советское время автомагистрали (часть дороги находится в хорошем состоянии). За 2 часа от Бельц, автомобильным транспортом можно добраться до Украины в северном или западном направлении и за 1 час до Румынии в юго-западном направлении через таможенно-пропускной пункт Скуляны-Скуляны или в западном направлении через Стынку-Костешты, который позволяет добраться до важного румынского города Ясс (104 км от Бельц).

Автобусная станция Бельц является одной из самых больших в Молдавии и обеспечивает автобусное сообщение с буквально любым населённым пунктом Молдавии, а также европейское (Евролайнс) и международное автобусное сообщение.

Железнодорожные вокзалы

Бельцы — важнейший транспортный узел севера Молдавии, в состав которого входят две железнодорожные станции: «Бельцы-Слободзея» и «Бельцы-Город» железных дорог Молдовы. Обе станции обслуживают пассажирские и грузовые поезда местного и международного сообщения. Пригородные поезда регулярного сообщения включают такие направления как: Окница (север), Резина (восток), Унгены (юго-запад), а также Кишинёв. Поездка в поезде до Кишинёва занимает 6 часов (200 км от Бельц железнодорожным сообщением).

Железнодорожные линии однопутные, не электрифицированые.
Летнее расписание движения поездов (рус.).

Аэропорты

В городе находятся два функционирующих аэропорта, один из которых является международным — Международный аэропорт Бельцы-Лядовены, в нескольких км к северу (неподалёку от села Корлэтены, ранее называемом Лядовены), современный по советским стандартам, построенный в 80-х годах, где могут производить посадку большие реактивные авиалайнеры (одна взлётно-посадочная полоса длиной в 2.200 метров). На данный момент нет информации о регулярных рейсах.

Второй аэропорт для небольших самолётов — Аэропорт Бельцы-Город, находится на восточной границе города. Этот аэропорт был самым важным аэропортом в окружающем регионе во время Второй мировой войны.

Яндекс.Метрика