Финляндия - Турку 
Яндекс.Погода
Турку (фин. Turku [ˈturku]) или Або (швед. Åbo; в современном шведском произносится как Обу [ˈoːbu]) — город и порт на юго-западе Финляндии, административный центр провинции Варсинайс-Суоми (фин. Varsinais-Suomi русск. Исконная Финляндия). Город расположен у впадения реки Аурайоки (фин. Aurajoki) в Архипелаговое море. Число жителей на 31 января 2010 года 176 242; пятый по населению в Финляндии. С учётом пригородов в конце 2007 года — третья городская агломерация в стране (303 492 человека) после Хельсинки и Тампере Город официально двуязычный, шведский язык родной для 5,2 % населения. Турку считается воротами на Запад. В городе находится крупный порт и паромное сообщение на Аландские острова и в Стокгольм. Аэропорт Турку пятый по величине и второй по грузоперевозкам в Финляндии.

Турку известен как культурный центр. Город совместно с Таллином избран культурной столицей Европы 2011 года.

Традиционно Турку считается «рождественским городом»: каждый год на Рождество устраивается большое количество культурных событий и мероприятий.

Название

Шведское название — Åbo ([ˈoːbu]) состоит из двух слов: å (русск. река) и bo (русск. жить) и переводится как живущие вдоль реки.

Финское название Turku ([ˈturku]) этимологически связано с древнерусским търгъ (в настоящее время — торг). Из того же источника шведское torg, давшее название финскому tori. Все эти слова означают место торговли, рынок.

История

Средневековье

Начало истории Турку часто связывают с именем папы Григория IX датированного 23 января 1229. В письме даётся разрешение перенести резиденцию финского епископа в более подходящее место. Очевидно это означало перенос из Ноусиайнена в Коройнен. Долина реки Ауры была зажиточной и достаточно плотно заселена ещё в железном веке, поэтому не удивительно, что центр высшей власти перенесли сюда. Кафедральный собор начали строить после 1250 года на нынешнем месте. Настоящий город сформировался в конце XIII века немного ниже Коройнена по течению реки. Очевидно основание города связано с основанием шведским королём и епископом доминиканского ордена. Точной даты основания не известно, никаких записей не сохранилось. Построенный на изгибе реки Кафедральный собор освятили в 1300 году. Резиденция епископа перенесена после смерти епископа Калитуса в 1286. В документах первое упоминание о городе в 1270, когда епископ упоминает имя Aboensis. Очевидно, город уже был тогда. В 1280 году началось строительство Обуской крепости. В 1318 году новгородцы сожгли город, после же заключения мира город стал вновь отстраиваться. Права города он получил в 1290-годах, но лишь после 1309 года имеется документ, в котором Або называют городом: universitas ciuitatis Aboensis, то есть общество города было свидетелем произошедших выборов епископа в новом соборе. С этого времени известна печать и герб города.

Право жить, заниматься ремеслом и торговать в городе добивались буржуа. Ратуша, выдающая права и управляющая городом, упоминается первый раз в 1324. Город разрастался спонтанно, начиная от Кафедрального собора, где поселились немецкие колонисты, и через некоторое время достиг Мятяярви. Далее город рос более упорядоченно между Кроопи и Сторожевой горой. Центром города является длинная площадь от реки до ратуши. Только в конце средних веков обживается западный берег Ауры. Первый мост упоминается в 1414. Площадь города чуть больше 20 гектаров. Резиденция епископа и доминиканский монастырь делали Турку в Средние века религиозным и учебным центром. Средневековый Турку также оживлённый торговый и мореходный центр. Он был самый крупный в Финляндии и один из крупнейших городов Шведского королевства.

Замок Турку

Замок Турку начинают строить не позднее 1280 года для назначенного префекта Финляндии Карла (фин. Kaarle Kustaanpoika). Несмотря на защиту замка, город многократно подвергается набегам и грабежам. Крупнейший из них в 1318 году совершают новгородцы, а в 1509 и 1522 — датчане.

В 1323 году был заключён Ореховский мир, установивший границы между Новгородской землёй и Шведским королевством. Столкновения с Новгородской республикой прекратились и с этих лет началось процветание города. К этому периоду относится и вступление города в Ганзейский союз.

В 1409 году в Турку начали чеканить собственные деньги, которые отличались по ценности от используемых в Швеции.

С 1500-х до окончания шведского правления

В 1628 году король Швеции Густав-Адольф учредил гимназию, которая с 1640 года стараниями графа Пера Браге была преобразована в университет — Королевскую академию Або.

В 1713 году в ходе Великой Северной войны Петр I начал военные действия в Финляндии и 28 августа русские войска под начальством Петра I и генерал-адмирала графа Апраксина заняли Турку — столицу Финляндии. Войска удерживали город вплоть до окончания войны в 1721 году.

Во время русско-шведской войны 1741—1743 годов русские войска под начальством графа Брюса 8 сентября 1742 года заняли Турку. Они заложили в городе верфь. После заключения Абоского мира, завершившего войну, русские войска заняли город.

В феврале 1808 года Россия и Швеция вновь начали войну. Уже 10 марта войска генерала Дмитрия Шепелева заняли Турку. По Фридрихсгамскому миру, подписанному в 1809 году, Финляндия отошла к России.

Великое княжество Финляндское

Турку сохранил значение столицы страны до 1817 года, когда финляндский сенат переведен был в Хельсинки (Гельсингфорс). После этого Турку (в русском языке использовалось шведское название Або) стал губернским городом Або-Бьёрнеборгской губернии. Он был конечным пунктом ветви Тойала-Турку финляндской железной дороги, а также остался местопребыванием губернатора, лютеранского архиепископа, иностранных консулов, судебной палаты (Hofratt, с 1623 года).

В 1827 году в Турку произошёл огромный пожар, который почти полностью уничтожил город. После пожара он был выстроен по новому плану, с прямыми, широкими улицами; дома низкие, почти сплошь каменные. Предместья распространились до Лилль-Хейккиля, Куппис (целебный источник св. Гейнриха, водой которого, по сказанию, были окрещены первые обращенные в христианство финны), Карина и Стор-Хейккиля. Также после пожара университет был перенесён в Хельсинки.

В 1851 году в Турку был спущен на воду паровой фрегат Рюрик, построенный для Военно-морского экипажа Великого княжества Финляндского.

По данным 1880 года население города составляли: финны — 53,6 %, шведы — 41,9 %.

Независимая Финляндия

В начавшейся вскоре после обретения Финляндией независимости гражданской войне Турку был, как и все крупные города, в руках «красных». Война, однако, была быстротечной, и к весне 1918 года красные отступили из города.

В 1918 году были воссозданы шведоязычный университет Академия Або и финноязычный Университет Турку.

В 1932 году в Турку на судоверфи «Крейтон-Вулкан» был спущен на воду броненосец Вяйнямёйнен.

В годы Зимней войны и советско-финской войны 1941—1944 годов город пострадал от бомбёжек СССР. Также пострадал Замок Турку, а его окрестности и район Мартти почти полностью сравняли с землёй.

За время Зимней войны Советский союз сбросил на Турку около 4000 бомб, из которых пострадало свыше 600 зданий. От бомбардировок погибло 52 человека и был ранен 151. Турку был вторым после Выборга самым бомбардируемым городом.

После завершения войны у президента и главнокомандующего Финляндии Густава Маннергейма была идея перенести столицу из Хельсинки в Турку, так как после заключения Московского перемирия в 1944 году Финляндия была обязана представить СССР в аренду взамен мыса Ханко полуостров Порккала с окрестностями, что всего в 17 км от Хельсинки.

Часовой пояс


Город Турку, как и вся Финляндия, находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Eastern European Time (EET). Смещение относительно UTC составляет +2:00 (зимнее время) / +3:00 (летнее время), так как в этом часовом поясе действует переход на летнее время.

Планировка города

Река Аурайоки, одна из крупнейших в Финляндии, делит город на две части — северную и южную. Берега связывают семь мостов. В нижнем течении реки, там где мост мешал бы судоходству, переправу пешеходов и велосипедистов осуществляет бесплатный паром Фёри (фин. Föri).

Экономика

В районе Купиттаа работает центр высоких технологий — Технопарк Турку.

Порт

Порт Турку является самым старым в Финляндии, он упоминается арабским географом Ал-Идриси в 1154 году в книге Китаб Рудьяр. Порт расположен на берегу Архипелагового моря к западу от центра города. Через порт проходит в год свыше 4 млн тонн грузов и свыше 4 млн пассажиров. Порт единственный в стране для принятия железнодорожных паромов.

Транспорт

Турку — крупный транспортный узел Финляндии. В городе пересекаются автомобильные и железнодорожные магистрали, имеются крупные морской и речной порты, а также аэропорт. Основой дорожной сети является автомагистраль Е18 Турку-Хельсинки (и далее на Санкт-Петербург); Турку-Хямеенлинна, Турку-Тампере и Турку-Раума-Пори. С соседними районами город связывают кольцевая дорога (40) и дорога Турку-Наантали. Магистраль Е-18 ведёт через порт в Швецию и Норвегию. Новый генплан (2000) закрывает идею переноса порта в Пансио как нерациональную. Для расширения здания аэропорта Управление воздушного транспорта составило проект, который даёт возможность увеличить объём нового строительства в соответствии с новым генпланом города. Железная дорога Турку-Хельсинки была электрифицирована для движения скоростных поездов в конце 1995 года.

Строительство новых автомагистралей стало частью генплана Турку (2000). Частично введена в эксплуатацию Кольцевая дорога по Турку. Реализуется план застройки Хельсингинкату, который позволит построить новый мост через реку Ауру между Хямеентие и Анинкайстенсилта. После завершения строительства грузовой транспорт пойдёт в обход центра. В будущем предусмотрено также развитие рельсового транспорта. Вне центра города развита сеть дорожек для велосипедистов и пешеходов, однако внутри «шахматной доски» их устройство вызывает определённые трудности. Дорожки для лёгкого транспорта проложены преимущественно в зелёных зонах.

Городской

Городским транспортом занимается Бюро общественного транспорта Турку (фин. Turun joukkoliikennetoimisto), расположенное на Торговой площади.. Городской транспорт Турку — автобус. Автобусная сеть развитая, расписание движения соблюдается. Главная транспортная развязка в городе — торговая площадь (фин. kauppatori), куда приходят практически все автобусы.

Для остановки необходимого рейсового автобуса на трассе, пассажир дает водителю указующий знак рукой (поднимает руку). Внутри автобуса пассажир заблаговременно нажимает красную кнопку «stop» (кнопки расположены над сидениями или на металлических поручах) для осуществления остановки транспорта. В Финляндии принято сидеть во время передвижения в транспорте. Передние места (за водителем) обычно оставляются для пожилых лиц и людей с ограниченными физическими возможностями.

Билет (фин. kertalippu) стоит 2,50 евро, он действует в течение 2 часов и позволяет совершать поездки на разных автобусных маршрутах. Стоимость суточного проездного билета на 24 часа (фин. matkailulippu) — 5,50 евро. Существует система скидок.

Автомобильный

В центральной части города находится автовокзал (фин. linja-autoasema), от которого отправляются междугородние автобусы. Ежедневно ходит международный автобус до Санкт-Петербурга через Хельсинки.

Оплата проезда осуществляется как на автостанции, так и непосредственно у водителя (или кассира, работающего на линии). Пассажир называет водителю место своего следования (или остановки). При покупке билета в оба конца (фин. meno-paluu) даётся скидка (обратный билет действует в течение 30 календарных дней).

Железнодорожный

Железнодорожный вокзал Турку (фин. Turun rautatieasema) — крупный транспортный узел. Он расположен недалеко от исторического центра и соединяет город со всеми крупнейшими населёнными пунктами Финляндии. Транспортировку осуществляет компания VR. Пассажирские поезда, приходящие на железнодорожный вокзал Турку из других городов, далее следуют в порт Турку, к паромам на Стокгольм.

Морской


Из порта Турку (фин. Turun satama) ежедневно ходят паромы в Стокгольм и на Аландские острова в Мариехамн и Лонгнес. Пассажирские перевозки осуществляют паромы компаний Silja Line (Silja Europa отправление вечером, M/S Galaxy — утром) и Viking Line (M/S Isabella — вечером, M/S Amorella — утром) и SeaWind Line.

Аэропорт

Аэропорт Турку (фин. Turun lentoasema) находится в 8 км севернее центральной части города. До аэропорта от торговой площади ходит автобус № 1. Кроме внутренних рейсов, осуществляются полеты в Стокгольм, Копенгаген, Ригу и Гданьск.

Достопримечательности

Древнейший город Финляндии, богат историческими достопримечательностями. В старинном лютеранском соборе (фин. Tuomiokirkko; швед. Domkyrkan) хоры с напрестольным образом шведского живописца Вестина и фресками Экмана, надгробные капеллы знаменитых деятелей с картинами на стекле Владимира Сверчкова, также сооруженный в 1865 году великолепный саркофаг шведской королевы Катарины Монсдоттер (ум. 1612). Небольшой, но оригинальный по архитектуре и великолепно отделанный внутри православный собор украшен иконами работы финского художника Гидетельма. Здание университета, потом — губернаторский дом, замечательно своим залом с шестью горельефами шведского скульптора Каймберга.

К достопримечательностям относятся древний замок Турку и парусный фрегат Суомен Йоутсен. Также в Турку находится Музей ремесла Луостаринмяки.

Мероприятия, проводимые в Турку


В 2003 и 2009 годах город заходила международная регата парусных судов The Tall Ships Race.

На острове Руиссало ежегодно летом проводится рок-фестиваль Ruisrock. В 2010 году он отметил своё сорокалетие.
 

Яндекс.Метрика